Операция "Стапедопластика"

Стапедопластика – протезирование стремени (слуховой косточки). По своей сути данная операция относится к тимпанопластике, поскольку также направлена на восстановление звукопроводящего аппарата среднего уха. Однако, применяется она при специфическом заболевании - «отосклероз», поэтому её выделяют отдельно. В связи с этим расскажу вкратце об отосклерозе. Это заболевание характеризуется избыточным разрастанием костной ткани в среднем и внутреннем ухе. В большинстве случаев это происходит в области овального окна (там, где стремя крепится к барабанной перепонке), что приводит к неподвижности слуховой косточки. Причина этого заболевания до сих пор неясна. Предполагают 2 основные причины. Первая – гормональная, так как болеют чаще женщины и ухудшение наступает во время беременности. Вторая – наследственная, есть факты выявления отосклероза у родственников.

История.

Уже во второй половине 19 века начали оперировать пациентов с отосклерозом. Как я уже писал в разделе «тимпанопластика» из-за отсутствия операционных микроскопов и антибиотиков это не давало хороших результатов. В середине 20 века, с появлением антибиотиков и использованием операционных микроскопов, ЛОР-врачи вновь вернулись к оперативным вмешательствам при отосклерозе. Тогда использовались, в основном, мобилизация стремени и фенестрация горизонтального полукружного канала. Не буду вдаваться в подробности этих операций, скажу лишь только, что они были или малоэффективны, или эффект сохранялся непродолжительное время.

Показания к операции.

Отосклероз, тимпанальная и смешанная формы.

Операция.

Новый этап в хирургическом лечении отосклероза начался после предложения полностью удалять пораженное стремя и заменять его синтетическим протезом, соединенным с цепью оставшихся слуховых косточек (J. Shea в 1956 году). В начале 60 годов J. Shea модифицировал свою же методику и с тех она практически не изменилась.



Фото протеза слуховой косточки.

Операция "Тимпанопластика"

Тимпанопластика - это группа оперативных вмешательств, направленных на восстановление звукопроводящего аппарата среднего уха.

История.

Первая инициатива закрытия перфораций барабанной перепонки исходит от Бертольда (Berthold). В 1878 году он опубликовал два первых наблюдения, а в 1889 г. - краткую монографию, посвященную данному вопросу. В 1893 г. Berthold окончательно оформил свою позицию в руководстве по ушным болезням. Судя по первым двум сообщениям, пересадка кожи с передней поверхности предплечья на прижженные края небольших перфораций приводила к ее рубцеванию под трансплантатом, который через 3-4 недели отходил. Однако в 1893 г. автор писал: "Рекомендованный мною метод сопровождался успехом только при перфорациях малых и средних размеров, но поскольку я и при этих условиях не мог гарантировать успех, больные нередко отказывались от эксцизии кусочка кожи, необходимого для трансплантации».

Недостатком этих вмешательств являлось то, что они производились без достаточного зрительного контроля, так как не было хорошего освещения и оптических приборов. А если добавить, что недостаточная стерильность проведения операций и отсутствие антибиотиков приводили нередко к осложнениям, то станет понятным наступившее вскоре разочарование в попытках хирургического восстановления звукопроводящего аппарата.

Возрождение отохирургии началось в 50-ые годы 20-го века. Связано это с появлением антибиотиков и использованием операционных микроскопов. Таким образом, был заложен фундамент операциям, которые Wullstein в 1952 г. назвал "тимпанопластикой". Он же выделил 5 типов.

Показания к операции.

Любое снижение слуха связанное с поражением звукопроводящего аппарата, то есть: перфорация барабанной перепонки, хронический гнойный средний отит, хронический адгезивный средний отит.

Операция.

Поскольку существует несколько типов данной операции, расскажу в целом о сути операции. Берется аутотрансплантат - фасция, надкостница, хрящ. В нашей клинике используется надкостница заушной области. Если есть патология слуховых косточек (допустим рубцово-спаечный процесс) – данная патология устраняется. Затем производятся определенные манипуляции с краями перфорации. После этого надкостницей закрывается дефект барабанной перепонки. Кстати, данная операция, как и стапедопластика, производится только под микроскопом. Размер слуховой косточки (например,стремени) едва достигает 2 мм. С помощью операционного микроскопа можно оперировать под увеличением до 50 раз. Для сравнения: ювелиру или часовщику вполне достаточно для работы 2-4-кратного увеличения. Интересно, что именно оториноларингологи впервые в медицинской практике разработали и применили операционные микроскопы.

Ухо

Здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: с их помощью мы получаем максимум информации об окружающем мире.

Проблема тугоухости в нашей стране, как и во всем мире, весьма значима, поскольку более 13 миллионов жителей России страдают тугоухостью, из них более 1 млн. – это дети. Актуальность данной проблемы обусловлена широкой распространенностью, ростом заболеваемости, а также социальной важностью сохранности слуховой функции для полноценной жизни человека. По данным всемирной организации здравоохранения к 2020 году более 30% всей популяции земного шара будут иметь нарушения слуха. Отдельно стоит обратить внимание на развитие тугоухости в детском возрасте, так как первые годы жизни ребенка являются критическими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков.

Существуют яркие примеры, свидетельствующие о крайне тяжелых переживаниях людей страдающих глухотой, шумом в ушах, вестибулярными расстройствами.
Знаменитый испанский художник Франсиско Хосе де Гойя стал постепенно терять слух в 25-летнем возрасте. Художник вел всё более замкнутый образ жизни, глухота отразилась и на его творчестве: красочные, жизнерадостные полотна уступили место трагедийным сюжетам.


Великий композитор Людвиг ван Бетховен с 26-летнего возраста страдал прогрессирующей тугоухостью и в конце жизни не слышал даже самых громких звуков оркестра. Из-за тягостного недуга Бетховен стал раздражительным, замкнутым, отказался от выступлений как пианист, даже был близок к самоубийству. Тем сильней и ярче человеческий подвиг музыканта, создавшего, будучи совершенно глухим, девятую симфонию – «симфонию радости». Хотя, на мой взгляд, самая «сильная вещь» у Бетховена это соната для фортепиано №14 до-диез минор, которую впоследствии назвали «Лунной». Тоска неразделенной любви к Джульетте Гвиччарди, мука потери слуха — всё это выразил композитор в «Лунной» сонате.


Каждый раз, когда я слышу эту музыку, я думаю: «А смог бы Бетховен сочинить подобное, будучи здоровым человеком?».
Но вернемся к уху. Итак, что такое ухо? В представлении обычного среднестатистического человека ухо - это ушная раковина и всё. На самом деле всё намного сложнее. Человеческое ухо состоит из трёх отделов: наружное ухо, среднее и внутреннее. Наружное ухо состоит, в свою очередь, из ушной раковины (ту, которую мы все видим) и наружного слухового прохода (это то место, где образуются серные пробки).


Барабанная перепонка разделяет наружное ухо от среднего и является наружной стенкой барабанной полости. К среднему уху относятся барабанная полость, слуховая труба и сосцевидный отросток. Барабанная полость это воздухоносная полость в височной кости, покрытая изнутри слизистой оболочкой и содержащая слуховые косточки, нервы и кровеносные сосуды. Слуховая труба сообщает барабанную полость с носоглоткой, для того чтобы воздушное давление снаружи и изнутри барабанной перепонки было одинаковым. Я сознательно опускаю множество анатомических деталей, чтобы не запутать Вас, уважаемый посетитель сайта. По этой же причине не буду описывать внутреннее ухо. Скажу лишь только, что это орган, преобразующий звуки вокруг нас в нервные импульсы, которые понятны для головного мозга.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки от 16 до 20000 Гц. При этом наиболее важным является диапазон 1500 – 4000 Гц, поскольку в этом интервале лежит человеческая речь.